Фрагмент для ознакомления
2
Эти теории предлагают различные подходы к изучению развития представлений о смысле жизни в психологии. Понимание этих теорий может помочь в дальнейшем исследовании и анализе представлений о смысле жизни в период юности и их влиянии на психологическое развитие человека.
Люди по своей природе задают вопросы о цели в жизни и о том, как достичь ее смысла. На этот вопрос может быть несколько ответов, но тот, который может соответствовать современному менталитету, - научный. Действительно, в современном позитивистском обществе научные ответы являются хорошей отправной точкой для диалога, который необходим в любом совместном начинании.
Люди постоянно пытаются найти смысл в том, чем они живут и что переживают. Об этом факте свидетельствуют иерархия потребностей Маслоу и опыт выжившего в нацистском концлагере Виктора Франкла и это лишь некоторые из них.
Американский психолог Абрахам Маслоу предположил, что существует иерархия человеческих потребностей, начиная от самых базовых и биологических, проходящих через психологическую принадлежность и достигающих трансцендентного, также называемого самоактуализацией. На вершине иерархии покоится смысл жизни, и не случайно, что смысл обретается именно на пике человеческих устремлений.
К аналогичным выводам пришел выживший в нацистском концлагере Виктор Франкл, до такой степени, что он поддержал знаменитое изречение Ницше: "Тот, у кого есть "зачем" жить, может вынести почти любое "как"" (Ницше, 1997). Тот факт, что никто иной, как выживший в концлагере, согласен с этим утверждением, только усиливает его правдивость.
В чем истинный смысл жизни? Что люди имеют в виду, когда говорят, что нашли смысл в своей жизни? Что они имеют в виду? На эти вопросы есть так много разных ответов: биологические перспективы сказали бы, что смысл нашей жизни в том, чтобы выжить и иметь потомство (Шарф, 2019). Аристотель, Фома Аквинский и Кант предлагали функцию человека, блаженное видение и высшее благо соответственно, в то время как Камю даже сказал бы, что это просто миф или иллюзия (Камю, 1955).
Однако стоит отметить различие, заключающееся в том, что на общий вопрос о "смысле жизни" нельзя ответить, если мы сначала не посмотрим на "смысл в жизни". В предлогах есть тонкая разница, но она меняет весь смысл вопроса. Согласно Стегеру (2012), смысл в жизни - это то, что дает фундаментальное понимание бытия, на что похож мир, как люди вписываются в него и общую схему.
Принимая во внимание, что смысл жизни - это скорее определяющий принцип, который содержит окончательный ответ на вопрос о человеческом существовании. Первое - это переживание, субъективное психическое состояние, второе - нечто гораздо более трансцендентное и неуловимое.
Психологи могут подойти к вопросу о том, в чем заключается смысл жизни, двумя способами. Подход "сверху вниз", который подразумевал бы сначала теоретическое определение того, что такое смысл в жизни, а затем разработку измерения, которое определит его наличие или отсутствие у людей; или подход "снизу вверх", который подразумевал бы сначала спрашивать людей, в чем смысл в жизни, что бы они об этом ни думали, и ждать, пока данные обретут смысл и укажут на определяющую характеристику этого психологического процесса.
Проблема с выбором подхода "сверху вниз" заключается в том, что ученые до сих пор не уверены, что означает смысл в жизни, и, давая ему определение, они рискуют потерять важные аспекты его определения. Проблема подхода "снизу вверх" заключается в том, что ученые могут узнать, в чем смысл жизни, от большинства населения, но это не обязательно соответствует реальному опыту (King & Hicks, 2021).
Учитывая все обстоятельства, наилучшим найденным решением является подход "снизу вверх", потому что это означает позволить данным говорить самим за себя (Блейдорн и др., 2014), тогда как подход "сверху вниз" означает позволить субъективному пониманию исследователя определить для всех нас, в чем смысл жизни, а это не рекомендуется до тех пор, пока интересующая переменная не будет достаточно изучена.
С точки зрения научной строгости подход "снизу вверх" существенно лучше.
Примером такого подхода "снизу вверх" в изучении смысла жизни может служить работа Джорджа и Парка (2017), в которой студенты бакалавриата ответили на анкету, разработанную авторами для измерения смысла жизни. После сбора ответов участников был проведен статистический анализ (например, факторный анализ и регрессия), который показал трехстороннюю структуру значения: понимание, цель и значимость.
Аналогичные исследования показали результаты, сходящиеся в этих выводах (Леонтьев, 2005; Мартела и Стегер, 2016). Эти три определяющих аспекта смысла в жизненном опыте были установлены как краеугольные камни смысла в жизни в психологии: следовательно, смысл в жизни понимается как наличие чувства согласованности жизненных событий, чувства цели и направления, а также чувства экзистенциальной значимости (King & Hicks, 2021). Но как психология определяет эти аспекты?
Чувство согласованности означает, что человек может придать смысл всем или большинству событий, произошедших в его жизни. Люди теряют его, сталкиваясь с обстоятельствами, которые не поддаются объяснению в рамках их предыдущего опыта.
Серьезные травмирующие события, такие как автомобильная авария, внезапная смерть близкого человека, природная катастрофа, глобальная пандемия или война, - все это события, которые поначалу могут держать людей на грани срыва. Неуверенность в том, что произойдет в следующий момент, повышает уровень стресса и физиологическую и психологическую активацию до тех пор, пока ситуация не будет снова взята под контроль (Панксепп, 1998). Интересная работа в этом направлении была проведена Апдеграффом и коллегами (2008), в ходе которой они обнаружили, что люди, которые нашли какой-то смысл в событиях 11 сентября, испытывали меньший стресс, чем те, кто этого не сделал.
В этом смысле люди - существа, создающие смысл, человек не может выносить жизнь без согласованности, без ощущения начала, сути и завершения. Исследования показали, что когда у людей есть повседневная рутина, их сиюминутное ощущение смысла жизни и их благополучие выше.
Цель, с другой стороны, - это “центральная, самоорганизующаяся жизненная цель, которая организует и стимулирует достижение целей, управляет поведением и обеспечивает ощущение значимости”. Исследования показывают, что цель предсказывает физическое и психическое здоровье, жизнестойкость и отсроченное возникновение проблем со здоровьем.Следует отметить, что иметь цель не означает говорить “У меня есть эта цель”. Наличие цели является определяющим аспектом человеческого опыта.
Цель определяет каждое действие в течение дня, она подпитывает людей каждое утро, когда они просыпаются, и поддерживает их в движении, когда они сталкиваются с усталостью или переутомлением. Цель - это мощная движущая сила, имеющая столько проявлений, сколько людей на этой планете (Бронк, 2011). Целью матери Терезы Калькуттской было облегчить страдания беднейших из бедных людей, целью Стива Джобса было создавать более элегантные и красивые решения для повседневной деятельности с помощью технологий, а целью Достовески было передать свои глубокие прозрения с помощью рассказов и литературы.
Кого бы ни спросили, у каждого есть какая-то цель, какая-то причина для существования, поскольку это единственный верный способ прожить полноценную жизнь. От цели никуда не деться. Люди не могут без нее обойтись. Это бремя, но оно из тех, которые облегчают жизнь, когда их несешь. Было обнаружено, что целеустремленность обеспечивает эффективные стратегии саморегуляции, облегчает принятие решений и повышает приверженность цели и вовлеченность в нее .